Регионы не готовы к лесным пожарам — Счетная палата
Хотя на закупку техники бюджет потратил 9,6 млрд руб.
На закупку пожарной техники было выделено 9,6 млрд руб. в 2019–2020 гг. по проекту «Сохранение лесов», но израсходованы они были недостаточно эффективно, показала проверка Счетной палаты. И хотя на эти деньги купили более 18 000 единиц лесопожарной техники и оборудования, это не решит проблему лесных пожаров кардинально, пишет аудитор. Рослесхоз считает иначе — по данным службы, на выделенные деньги было куплено 26 000 единиц техники и оборудования.

Оборудование и техника — это лопаты, ломы, грабли, мотыги, бензопилы, емкости с водой, мотопомпы, пожарные рукава, ранцевые огнетушители, воздуходувки и пожарные машины, обычно вездеходные, тракторы, бульдозеры — все это для того, чтобы можно было создавать в лесу минерализованные, то есть очищенные от горючих материалов, полосы, пояснил VTimes руководитель противопожарного отдела Greenpeace России Григорий Куксин.

Доля крупных лесных пожаров в зоне применения новой техники за девять месяцев 2020 г. в целом по стране увеличилась на 1,1 п.п. (по сравнению с тем же периодом 2019 г.), подсчитали аудиторы. А доля ликвидированных лесных пожаров в первые сутки снизилась на 3,7 п.п.


В 2021 г. регионы получат еще 4,7 млрд руб. на закупку лесопожарной техники и оборудования, пишет Рослесхоз. Всего по проекту «Сохранение лесов» (входит в национальный проект «Экология») на обновление техники заложено более 21 млрд руб. (2019–2024 гг.).
Дело в том, что использовать закупленное оборудование можно только на 16,6% площади лесного фонда — в зоне наземного тушения пожаров, объясняют авторы доклада. Зона наземного тушения лесных пожаров — это те леса, которые доступны по земле, такие леса находятся в Ярославской, Тверской, Смоленской, Брянской областях, приводит пример Куксин.

Но значительная часть приходится на зоны авиационного тушения — леса Красноярского края и Якутии почти полностью в таких зонах. Здесь авиаотряды с воздуха забрасывают в лес пожарных с оборудованием, поясняет Куксин. Главное — доставить людей на место тушения, а отнюдь не сбросить воду с воздуха, это эффектно смотрится, но в России это только вспомогательная и очень дорогая технология, подчеркивает эколог: это никогда не имеет решающего значения, а стоимость сброшенной воды примерно эквивалентна стоимости такого же количества шампанского. Здесь у регионов, как правило, нет своей техники, они арендуют ее у авиакомпаний на пожароопасный сезон.

И третья зона — зона контроля, где пожары так же обнаруживаются и тушатся с воздуха, но региональные власти могут принять решение, что тушить их нецелесообразно, говорит Куксин. На леса в зоне контроля приходится половина российских лесов. Поэтому нужно разделять площадь обслуживаемых пожаров, то есть тех, которые тушили, и площадь, пройденную огнем, в которую входят пожары-отказники, которые решили не тушить, объясняет Куксин.

Еще одна проблема, отмечает Счетная палата, — деньги на технику распределялись без учета региональных особенностей, природно-климатических и ландшафтных характеристик. В результате по одним регионам нормативы оказались избыточны, а по другим — недостаточны. Это риски неэффективного использования приобретенного оборудования и техники.

На сокращение количества и площади лесных пожаров влияет не только техническое оснащение, но и организация охраны лесов, ее кадровое и финансовое обеспечение, резюмирует Счетная палата.
Техника по сравнению с людьми всегда вторична — оборудование не сможет потушить пожар без помощи человека, говорит Куксин.

Поэтому основная проблема регионов не с техникой, а с дефицитом квалифицированных и мотивированных людей. Этот дефицит очень большой, и быстро его восполнить не получится: уровень зарплат очень низкий и выплачиваются они с задержкой, знает Куксин. У самих регионов денег на это нет, и нужна помощь федерального бюджета.
Масштабные закупки техники для пожаротушения были после аномально жаркого 2010 года. Но из-за дефицита самих пожарных, а также людей, которые могли бы эту технику обслуживать, и даже нехватки места для ее хранения и денег на топливо часть машин стояла на улице, не использовалась, начала ломаться и найти запчасти было довольно сложно, рассказывает Куксин. «Я наблюдал гусеничные вездеходы, которые стояли, ржавели уже со снятыми гусеницами», — вспоминает он.


Made on
Tilda